-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в VIPs

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 02.11.2014
«аписей: 2721
 омментариев: 6690
Ќаписано: 9503


ћифические слав€нские существа

ѕонедельник, 24 ƒекабр€ 2018 г. 08:55 + в цитатник

ћифические слав€нские существа

jar_ptica (700x504, 257Kb)
 
«—лав€нские монстры» — согласитесь, звучит диковато. –усалки, лешие, вод€ные — все они знакомы нам с детства и заставл€ют вспомнить сказки. »менно поэтому фауна «слав€нского фэнтези» до сих пор незаслуженно считаетс€ чем-то наивным, несерьезным и даже слегка глупым. —ейчас, когда речь заходит о мифических существах, мы чаще вспоминаем зомби или драконов, хот€ в нашей мифологии есть такие древние существа, по сравнению с которыми монстры Ћавкрафта могут показатьс€ мелкими пакостниками.
 
ќбитатели слав€нских €зыческих легенд — это не радостный домовенок  уз€ или сентиментальное чудовище с аленьким цветочком. Ќаши предки всерьез верили в ту нечисть, которую мы сейчас считаем достойной лишь детских страшилок.
 
ƒо нашего времени не дошло практически ни одного оригинального источника, описывающего вымышленных существ из слав€нской мифологии. „то-то покрылось мраком истории, что-то уничтожили во врем€ крещени€ –уси. „то мы имеем, кроме смутных, противоречивых и зачастую непохожих друг на друга легенд разных слав€нских народов? Ќемногочисленные упоминани€ в работах датского историка —аксона √рамматика (1150—1220) — раз. «Chronica Slavorum» немецкого историка ’елмолда (1125—1177) — два. », наконец, следует вспомнить сборник «¬еда —ловена» — компил€цию древних болгарских ритуальных песен, по которым также можно делать выводы о €зыческих поверь€х древних слав€н. ќбъективность же церковных источников и летописей в силу очевидных причин находитс€ под большим сомнением.

 нига ¬елеса

 
« нигу ¬елеса» («¬елесова книга», дощечки »зенбека) долгое врем€ выдавали за уникальный пам€тник древнеслав€нской мифологии и истории, датируемой периодом 7 век до нашей эры — 9 век нашей эры.
 
≈е текст €кобы был вырезан (или выжжен) на небольших дерев€нных планках, некоторые «страницы» частично сгнили. ѕо легенде, « нигу ¬елеса» в 1919 году обнаружил под ’арьковом белый полковник ‘едор »зенбек, который вывез ее в Ѕрюссель и передал дл€ изучени€ слависту ћиролюбову. “от сделал несколько копий, а в августе 1941 при наступлении немцев таблички были утрачены. ¬ыдвигались версии, что они были спр€таны фашистами в «архиве арийского прошлого» при јнненербе, либо вывезены после войны в —Ўј).
 
”вы, подлинность книги изначально вызывала большие сомнени€, а недавно было окончательно доказано, что весь текст книги — фальсификаци€, выполненна€ в середине 20 века. язык этой фальшивки представл€ет собой смесь разных слав€нских наречий. Ќесмотр€ на разоблачение, отдельные литераторы до сих пор используют « нигу ¬елеса» как источник знаний.
 
≈динственное имеющеес€ изображение одной из досок « ниги ¬елеса», начинающейс€ словами «¬елесу книгу эту посв€щаем».
 
»стории слав€нских сказочных существ может позавидовать иной европейский монстр. ¬озраст €зыческих легенд впечатл€ет: по некоторым расчетам, он достигает 3000 лет, а корн€ми уходит в неолит или даже мезолит — то есть около 9000 лет до нашей эры.
 
ќбщеслав€нский сказочный «зверинец» отсутствовал — в разных местност€х говорили о совершенно разных существах. ” слав€н не было морских или горных чудовищ, зато в достатке водилась лесна€ и речна€ нечисть. Ќе было и гигантомании: наши предки очень редко задумывались о злых великанах вроде греческих циклопов или скандинавских етунов. Ќекоторые чудесные твари по€вились у слав€н сравнительно поздно, в период их христианизации — чаще всего их заимствовали из греческих легенд и внедр€ли в национальную мифологию, создава€, таким образом, причудливую смесь верований.
 

јлконост

 
—огласно древнегреческому мифу, јлкиона, супруга фессалийского цар€  еика, узнав о гибели мужа, бросилась в море и была превращена в птицу, названную по ее имени алкион (зимородок). ¬ русский €зык слово «јлконост» вошло в результате искажени€ старинного высказывани€ «алкион есть птица». —лав€нский јлконост — райска€ птица с удивительно сладким, благозвучным голосом. ќна откладывает €йца на морском берегу, потом погружает их в море — и волны успокаиваютс€ на неделю.  огда из €иц вылупл€ютс€ птенцы, начинаетс€ шторм. ¬ православной традиции јлконост считаетс€ божественным посланником — она живет на небе и спускаетс€ вниз, чтобы донести до людей высшую волю.
 
 

јспид

 
 рылата€ зме€ с двум€ хоботами и птичьим клювом. ∆ивет высоко в горах и периодически совершает опустошительные налеты на деревни. “€готеет к скалам настолько, что даже не может сесть на сырую землю — только на камень. јспид неу€звим дл€ обычного оружи€, его нельз€ убить мечом или стрелой, а можно лишь только сжечь. Ќазвание от греческого aspis — €довита€ зме€.
 
5745884_ayka (700x525, 179Kb)

јука

 
–азновидность проказливого лесного духа, маленького, пузатого, с круглыми щеками. Ќе спит ни зимой, ни летом. Ћюбит морочить голову люд€м в лесу, отзыва€сь на их крик «ју!» со всех сторон. «аводит путников в глухую чащу и бросает их там.
 

Ѕаба-яга

 
—лав€нска€ ведьма, попул€рный фольклорный персонаж. ќбычно изображаетс€ в виде противной старухи с растрепанными волосами, крючковатым носом, «кост€ной ногой», длинными когт€ми и несколькими зубами во рту. Ѕаба-яга — персонаж неоднозначный. „аще всего она выполн€ет функции вредител€, с €рко выраженными наклонност€ми к каннибализму, однако при случае эта ведьма может добровольно помочь храброму герою, расспросив его, попарив в бане и одарив волшебными дарами (или сообщив ценные сведени€).
 
»звестно, что Ѕаба-яга живет в глухом лесу. “ам стоит ее избушка на куриных ногах, окруженна€ частоколом из человеческих костей и черепов. »ногда говорилось, что на калитке к дому яги вместо запоров — руки, а замочной скважиной служит маленький зубастый рот. ƒом Ѕабы-яги заколдован — в него можно войти только сказав: «»збушка-избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом».
 ак и западноевропейские ведьмы, Ѕаба-яга умеет летать. ƒл€ этого ей требуетс€ больша€ дерев€нна€ ступа и волшебна€ метла. — Ѕабой-ягой часто можно встретить животных (фамиль€ров): черного кота или ворону, помогающих ей в ведьмовстве. ѕроисхождение имени€ «Ѕаба-яга» не€сно. ¬озможно, оно пришло из тюркских €зыков, в возможно, образовано от старосербского «ега» — болезнь.
 

»зба на курногах

 
Ћесна€ избушка на курьих ножках, где нет ни окон, ни дверей — это не вымысел. »менно так строили временные жилища охотники ”рала, —ибири и финно-угорских племен. ƒомики с глухими стенами и входом через люк в полу, подн€тые на 2—3 метра над землей, защищали и от охочих до припасов грызунов, и от крупных хищников.¬ похожих сооружени€х хранили каменных идолов сибирские €зычники. ћожно предположить, что фигурка какого-нибудь женского божества, помещенна€ в маленький домик «на куриных ножках», и породила миф о Ѕабе-яге, котора€ с трудом помещаетс€ в своем доме: ноги в одном углу, голова — в другом, а носом упираетс€ в потолок.
 

Ѕанник

 
ƒух, живущий в бан€х, обычно представл€лс€ в виде маленького старичка с длинной бородой.  ак и все слав€нские духи, проказлив. ≈сли люди в бане поскальзываютс€, обжигаютс€, падают в обморок от жары, шпар€тс€ кип€тком, слышат треск камней в печи или стук в стену — все это проделки банника. ѕо-крупному банник вредит редко, лишь когда люди ведут себ€ неправильно (моютс€ в праздники или поздно ночью). √ораздо чаще он помогает им. ” слав€н бан€ ассоциировалась с мистическими, жизнетворными силами — здесь часто принимали роды или гадали (считалось, что банник может предсказывать будущее).
 
 ак и других духов, банника прикармливали — оставл€ли ему черный хлеб с солью либо зарывали под порогом бани задушенную черную курицу. —уществовала и женска€ разновидность банника — банница, или обдериха. ¬ бан€х также жила шишига — злой дух, показывающийс€ только тем, кто идет в баню, не помолившись. Ўишига принимает образ знакомой или родственницы, зовет человека с собой паритьс€ и может запарить до смерти.
 

Ѕаш „елик (—тальной человек)

 
ѕопул€рный персонаж сербского фольклора, демон или злой колдун. —огласно легенде, царь завещал троим сыновь€м выдать их сестер за того, кто первый попросит их руки. ќднажды ночью некто с громовым голосом €вилс€ ко дворцу и потребовал в жены младшую царевну. —ыновь€ исполнили волю отца, и вскоре лишились подобным образом средней и старшей сестры.
 
¬скоре брать€ опомнились и отправились на их поиски. ћладший брат повстречал прекрасную царевну и вз€л ее в жены. «агл€нув из любопытства в запретную комнату, царевич увидел закованного в цепи человека. “от представилс€ как Ѕаш „елик и попросил три стакана воды. Ќаивный юноша напоил незнакомца, тот восстановил силы, разорвал цепи, выпустил крыль€, схватил царевну и улетел. ќпечаленный, царевич отправилс€ на поиски. ќн вы€снил, что громовые голоса, которые требовали в жены его сестер, принадлежали повелител€м драконов, соколов и орлов. “е согласились помочь ему, и вместе они победили злого Ѕаш „елика.
 

¬урдалаки

 
∆ивые мертвецы, поднимающиес€ из могил.  ак и любые другие вампиры, вурдалаки пьют кровь и могут опустошать целые деревни. ¬ первую очередь они умерщвл€ют родных и знакомых.
 

√амаюн

 
ѕодобно јлконосту, божественна€ женщина-птица, основна€ функци€ которой — осуществление предсказаний. ’орошо известна присказка «√амаюн — птица веща€». “акже умела управл€ть погодой. —читалось, когда √амаюн летит со стороны восхода, следом за ней приходит бур€.
 
 

ƒивьи люди

 
ѕолулюди с одним глазом, одной ногой и одной рукой. „тобы двигатьс€, должны были сложитьс€ пополам. ∆ивут где-то на краю света, плод€тс€ искусственно, выковыва€ себе подобных из железа. ƒым их кузниц несет с собой мор, оспу и лихорадки.
 
 

ƒомовой

 
¬ самом обобщенном представлении — домашний дух, покровитель очага, маленький старичок с бородой (либо весь покрытый волосами). —читалось, что у каждого дома есть свой домовой. ¬ домах их редко называли «домовыми», предпочита€ ласковое «дедушка». ≈сли люди устанавливали с ним нормальные отношени€, кормили (оставл€ли на полу блюдце с молоком, хлеб с солью) и считали его членом своей семьи, то домовой помогал им выполн€ть мелкую работу по дому, следил за скотом, караулил хоз€йство, предупреждал об опасности.
 
— другой стороны, разозленный домовой мог быть очень опасен — ночью щипал людей до син€ков, душил их, губил лошадей и коров, шумел, бил посуду и даже поджигал дом. —читалось, что домовой жил за печкой или в конюшне.
 

ƒрекавак (дрекавац)

 
ѕолузабытое существо из фольклора южных слав€н. ≈го точного описани€ не существует — некоторые считают его животным, другие — птицей, а в центральной —ербии ходит поверье, будто дрекавак — душа мертвого некрещеного младенца. —ход€тс€ только в одном — дрекавак умеет жутко кричать.
 
ќбычно дрекавак — герой детских страшилок, однако в отдаленных районах (например, горный «латибор в —ербии) в это существо вер€т даже взрослые. ∆ители деревни “ометино ѕолье врем€ от времени сообщают о странных нападени€х на свой скот — по характеру ранений сложно установить, что это был за хищник.  ресть€не утверждают, что слышали жуткие крики, поэтому здесь наверн€ка замешан дрекавак.
 

∆ар-птица

 
«накомый нам с детства образ, красива€ птица с €ркими, ослепительными огненными перь€ми («как жар гор€т»). “радиционное испытание дл€ сказочных героев — добыть перо из хвоста этого пернатого. ƒл€ слав€н жар-птица была скорее метафорой, чем реальным существом. ќна олицетвор€ла огонь, свет, солнце, возможно — знание. ≈е ближайший родич — средневекова€ птица ‘еникс, известна€ и на «ападе, и на –уси.
 
Ќельз€ не вспомнить такого обитател€ слав€нской мифологии, как птица –арог (веро€тно, искаженное от —варог — бог-кузнец). ќгненный сокол, который может также выгл€деть, как вихрь пламени, –арог изображен на гербе –юриковичей («–арогов» по-немецки) — первой династии русских правителей. 
 

 икимора (шишимора, мара)

 
«лой дух (иногда — жена домового), предстающий в образе маленькой уродливой старушки. ≈сли кикимора живет в доме за печкой или на чердаке, то посто€нно вредит люд€м: шумит, стучит в стены, мешает спать, рвет пр€жу, бьет посуду, травит скот. »ногда считалось, что кикиморами становились умершие без крещени€ младенцы, либо кикимору могли напускать на стро€щийс€ дом злые плотники или печники.  икимора, обитающа€ на болоте или в лесу, приносит гораздо меньше вреда — в основном лишь пугает заплутавших путников.
 
 

 ощей Ѕессмертный ( ащей)

 
ќдин из хорошо известных нам старослав€нских отрицательных персонажей, обычно представл€емый в виде худого, скелетообразного старика с отталкивающей внешностью. јгрессивен, мстителен, жаден и скуп. “рудно сказать, был ли он персонификацией внешних врагов слав€н, злым духом, могущественным волшебником или уникальной разновидностью нежити.
 
Ѕесспорно, что  ощей владел очень сильной магией, сторонилс€ людей и часто занималс€ излюбленным дл€ всех злодеев в мире делом — похищал девушек. ¬ отечественной фантастике образ  още€ довольно попул€рен, причем его представл€ют по-разному: в комическом свете («ќстров –усь» Ћукь€ненко и Ѕуркина), или, например, киборгом («—удьба  още€ в киберозойскую эру» јлександра “юрина).
 
«‘ирменной» особенностью  още€ было бессмертие, причем далеко не абсолютное.  ак мы все наверн€ка помним, на волшебном острове Ѕу€не (способным внезапно исчезать и по€вл€тьс€ перед путешественниками) стоит большой старый дуб, на котором висит сундук. ¬ сундуке сидит за€ц, в зайце — утка, в утке — €йцо, а в €йце — волшебна€ игла, где спр€тана смерть  още€. ≈го можно убить, сломав эту иглу (по некоторым верси€м — разбив €йцо об голову  още€).
 

Ћеший

 
Ћесной дух, защитник животных. ¬ыгл€дит как высокий мужчина с длинной бородой и волосами по всему телу. ѕо сути не злой — ходит по лесу, оберегает его от людей, изредка показываетс€ на глаза, дл€ чего умеет принимать любой облик — растени€, гриба (гигантского говор€щего мухомора), животного или даже человека. Ћешего можно отличить от других людей по двум признакам — его глаза гор€т волшебным огнем, а обувь надета задом наперед.
 
»ногда встреча с лешим может закончитьс€ плачевно — заведет человека в лес и бросит на съедение звер€м. ќднако те, кто уважительно относ€тс€ к природе, могут даже подружитьс€ с этим существом и получить от него помощь.
 

Ћихо одноглазое

 
ƒух зла, неудачи, символ гор€. ќтносительно облика Ћиха определенности нет — это либо одноглазый великан, либо высока€ худа€ женщина с одним глазом посреди лба. Ћихо часто сравнивают с циклопами, хот€ кроме одного глаза и высокого роста, у них ничего общего. ƒо нашего времени дошла поговорка: «Ќе буди Ћихо, пока оно тихо». ¬ пр€мом и иносказательном смысле Ћихо означало беду — оно прив€зывалось к человеку, садилось к нему на шею (в некоторых сказани€х несчастный пыталс€ утопить Ћихо, бросившись в воду, и тонул сам) и мешало ему жить.
 
ќт Ћиха, впрочем, можно было избавитьс€ — обмануть, прогнать силой воли, либо, как это изредка упоминаетс€ — передать другому человеку вместе с каким-либо подарком. —огласно совсем мрачным предрассудкам, Ћихо могло прийти и сожрать вас.
 

–усалка

 
¬ слав€нской мифологии русалки — разновидность проказливой нечисти. »ми становились утопленницы, девушки, умершие недалеко от водоема, либо люди, купающиес€ в неурочное врем€. –усалок иногда отождествл€ли с «мавками» — от старослав€нского «навь», мертвец) — детьми, умершими без крещени€ либо задушенными матер€ми.
 
√лаза таких русалок гор€т зеленым огнем. ѕо своей натуре они существа гадкие и злые, хватают купающихс€ людей за ноги, т€нут под воду, либо заманивают с берега, обвивают руками и топ€т. Ѕытовало поверье, что смех русалки может вызывать смерть (это делает их похожими на ирландских баньши). Ќекоторые поверь€ называли русалок низшими духами природы (например, добрые «берегини»), не имеющими ничего общего с утопленниками и охотно спасающими тонущих людей.
 
–азличались также «древесные русалки», живущие в ветв€х деревьев. Ќекоторые исследователи причисл€ют к русалкам полудениц (в ѕольше — лаканиц) — низших духов, принимающих вид девушек в прозрачной белой одежде, живущих в пол€х и помогающих полевому. ѕоследний представл€ет собой также природного духа — считаетс€, что он выгл€дит как маленький старичок с белой бородой. ѕолевой обитает на возделанных пол€х и обычно покровительствует кресть€нам — за исключением тех случаев, когда они работают в полдень. «а это он насылает на кресть€н полудениц, чтобы те своим волшебством лишили их рассудка.
 
—ледует также упом€нуть вод€ницу — разновидность русалки, крещеную утопленницу, не принадлежащую к разр€ду нечисти, а потому сравнительно добрую. ¬од€ницы люб€т глубокие омуты, но чаще всего сел€тс€ под мельничными колесами, катаютс€ на них, порт€т жернова, мут€т воду, вымывают €мы, рвут сети.
 
—читалось, что вод€ницы были женами вод€ных — духов, предстающих в облике стариков с длинной зеленой бородой из водорослей и (редко) рыбьей чешуей вместо кожи. ѕучеглазый, толстый, жутковатый, вод€ной живет на большой глубине в омутах, командует русалками и прочими подводными обитател€ми. —читалось, что он разъезжает по своему подводному царству верхом на соме, за что эту рыбу в народе иногда звали «чертова лошадь».
 
¬од€ной по своей натуре не злобен и даже выступает покровителем мор€ков, рыбаков или мельников, однако врем€ от времени любит пошалить, утащив зазевавшегос€ (или обидевшего) купальщика под воду. »ногда вод€ного надел€ли способностью к оборотничеству — превращению в рыб, животных или даже бревна.
 
—о временем образ вод€ного как покровител€ рек и озер изменилс€ — он стал рассматриватьс€ как могущественный «морской царь», живущий под водой в шикарном дворце. »з духа природы вод€ной превратилс€ в эдакого волшебного самодура, с которым герои народного эпоса (например, —адко) могли общатьс€, заключать соглашени€ и даже побеждать его хитростью.
 

—ирин

 
≈ще одно существо с головой женщины и телом совы (сыча), обладающее чарующим голосом. ¬ отличие от јлконоста и √амаюна, —ирин — не посланник свыше, а пр€ма€ угроза дл€ жизни. —читаетс€, что эти птицы обитают в «индийских земл€х р€дом с раем», либо на реке ≈вфрат, и поют дл€ св€тых на небесах такие песни, услышав которые, люди начисто тер€ют пам€ть и волю, а их корабли терп€т крушение.
 
Ќетрудно догадатьс€, что —ирин — мифологическа€ адаптаци€ греческих сирен. ќднако в отличие от них, птица —ирин — не отрицательный персонаж, а скорее метафора искушени€ человека разного рода соблазнами.
 

—оловей-–азбойник (—оловей ќдихмантьевич)

 
ѕерсонаж поздних слав€нских легенд, сложный образ, сочетающий черты птицы, злого волшебника и богатыр€. —оловей-разбойник жил в лесах под „ерниговом около речки —мородины и в течение 30 лет сторожил дорогу в  иев, никого туда не пропуска€, оглуша€ путешественников чудовищным свистом и ревом.
 
” —оловь€-разбойника было гнездо на семи дубах, однако в легенде также говоритс€ о том, что у него имелс€ терем и три дочери. Ѕылинный герой »ль€ ћуромец не испугалс€ супостата и выбил ему глаз стрелой из лука, причем во врем€ их бо€ свист —оловь€-разбойника повалил весь лес в округе. Ѕогатырь привез плененного злоде€ в  иев, где кн€зь ¬ладимир ради интереса попросил —оловь€-разбойника посвистеть — чтобы проверить, правду ли говорит молва о супер-способност€х этого злоде€. —оловей, конечно же, свистнул, да так, что чуть не разрушил половину города. ѕосле этого »ль€ ћуромец увез его в лес и отрубил голову, чтобы больше такое безобразие не повтор€лось (по другой версии, —оловей-разбойник в дальнейшем выступил помощником »льи ћуромца в бою).
 
ѕеречислить всех сказочных существ слав€н очень сложно: большинство из них изучены очень слабо и представл€ют собой местные разновидности духов — лесных, водных или домашних, причем некоторые из них были весьма похожи друг на друга. ¬ообще, обилие нематериальных существ сильно отличаетс€ слав€нский бестиарий от более «приземленных» собрани€ми монстров из других культур
.
—реди слав€нских «монстров» очень мало монстров как таковых. Ќаши предки вели спокойную, размеренную жизнь, и поэтому существа, которых они себе придумывали, были св€заны с элементарными стихи€ми, нейтральными по своей сути. ≈сли они и противосто€ли люд€м, то, по большей части, лишь охран€€ матушку-природу и родовые традиции. »стории русского фольклора учат нас быть добрее, терпимее, любить природу и уважительно относитьс€ к старинному наследию предков.
 
ѕоследнее особенно важно, ибо старинные предани€ быстро забываютс€, а вместо таинственных и озорных русских русалок к нам приход€т диснеевские рыбо-девицы с ракушками на груд€х. Ќе стыдитесь изучать слав€нские легенды — особенно в их изначальных, неадаптированных дл€ детских книг вариантах. Ќаш бестиарий архаичен и в каком-то смысле даже наивен, однако мы можем им гордитьс€, ведь он — один из самых древних в ≈вропе.
»сточник: https://billionnews.ru/5659-mificheskie-suschestva-na-rusi.html
www.mirf.ru

—ери€ сообщений "ќчень интересно! ¬ымысел и реальность":
„асть 1 - “ри вещи принадлежат человеку: душа, тело и врем€
„асть 2 - ѕравда и мифы о жарком времени года
...
„асть 27 - Ћошадь пианистка Horse playing piano
„асть 28 - ¬ы видели «олотой мост во ¬ьетнаме?
„асть 29 - ћифические слав€нские существа
„асть 30 - 9 Ђпредсказанийї ∆юл€ ¬ерна, которые сбылись в 20 веке
„асть 31 - 13 интересных научных фактов, которые могут рассказать нам о музыке
„асть 32 - ƒевочка с огромными зрачками взволновала весь интернет
„асть 33 - Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ —¬≈ƒ≈Ќ»я »« ј—“–ќЌќћ»»: ћј“≈–»јЋ ƒЋя –ј«ћџЎЋ≈Ќ»я

ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



ћир_здоровь€   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 24 ƒекабр€ 2018 г. 10:42 (ссылка)
Ѕлагодарю
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку