Для родителей возможность отправить детей на дачу - это спасение. А вот если спросить об этом же детей, многие скажут, что дача - это невероятно скучное место. Что же делать?
Самый простои выход: научите детей интересным играм
Самая большая ошибка - держать на даче компьютер с "игрушками" или разрешить смотреть без ограничения телевизор: все ваши надежды на здоровый дачный воздух окажутся тщетными. Вспомните свое детство и объясните детям, как играть в обычные уличные игры - "Прятки", "Вышибалы", "Колечко", "Штандерт", "Резиночки", "Казаки-разбойники" и т.д. Существуют и более интеллектуальные игры для большой компании.
"Крокодил"
В "Крокодил" обычно играют все - от мала до велика. Сложность игры зависит от того, насколько мудреные слова вы будете загадывать. Игра проходит так: компания делится на две команды, одна команда задумывает слово, сообщает его водящему из другой команды, а тот должен с помощью мимики и жестов изобразить это слово своей команде (некоторые для усложнения правил игры ограничивают водящего во времени). По ходу игры команда, чтобы угадать слово, может задавать вопросы водящему, учитывая, что в ответ ему разрешено только кивать головой - да или нет. Самое простое (детский вариант) - изображать и отгадывать конкретные, "предметные" понятия - стол, кружка, дом, дерево и т.д. Ребята постарше обычно выбирают более сложные, абстрактные слова. Попробуйте, например, изобразить слово "правда" или слово "глагол". Для этого детям потребуется подключить всю свою фантазию и сообразительность.
"Персонажи"
Для кона выбираются двое водящих, и оба отходят за пределы слышимости. В это время остальные придумывают, кем их назначить. Это могут быть совершенно разные персонажи или исторические личности. Поскольку им предстоит диалог, то чем нелепее и смешнее будет подобрана пара, тем лучше. Например: Снежная Королева и Наташа Королева, Пьер Безухов и Карлсон, Шрек и Крокодил Гена и т. д. Когда водящие возвращаются, каждому из них сообщают, кем будет его партнер по игре. А о том, кем будет он сам, водящий должен узнать от своего собеседника. После этого они должны начать вести диалог, стараясь в ходе разговора выведать побольше информации про себя и одновременно не слишком раскрывая сопернику сведения о том, кто он. Выглядит это очень забавно. К примеру, тот, кто знает, что его собеседник - Шрек, начинает разговор так: "После недавних событий в вашей жизни вам не приходили в голову мысли поработать над своей внешностью? Например, над цветом кожи..." Тот парирует: "Вы это предлагаете мне? Хм... Если бы я был таким зеленым как вы, я бы, может быть, и задумался об этом". Первый со смехом возражает: "А вы думаете, что вы менее зеленый? " И так далее. Побеждает тот, кто первый догадается, кем его назначили.
"Строка из песни"
Водящий один. Он выходит, а остальные задумывают какую-нибудь известную песню, слова которой знают все. Например, "Проходят дни, пролетают года...". Каждый берет себе по слову - в том порядке, в каком сидят. Например, первый берет "проходят", второй - "дни", третий - "пролетают" и т. д. Затем водящий по очереди задает игрокам любые вопросы, а они должны сформулировать ответ так, чтобы доставшееся им по порядку слово песни обязательно в нем прозвучало (даже если это слово имеет весьма далекое отношение к ответу на вопрос). Например, водящий спрашивает первого игрока: "Какая завтра будет погода?" Тот отвечает: "Обычно циклоны проходят дня за три и их сменяют антициклоны. Значит, завтра может быть жарко". Водящий обращается ко второму игроку: "Сколько тебе лет? " Он отвечает: "Лет - тринадцать, а месяцы, недели и дни я не считаю". И так далее. Задача водящего - угадать загаданную песню. Самое интересное состоит в том, как игроки выкручиваются и проявляют фантазию, формулируя ответы.
"Мафия"
В "Мафию" лучше играть в компании, где большинству детей лет 12-14. Это более сложная, психологическая игра, и ее детский вариант обычно перегружен ненужными персонажами вроде "полицейского", "маньяка" и т. д. Классический же вариант игры предполагает наличие только двух "мафиози", остальные - просто "честные люди". Самое подходящее количество игроков -6-7 человек, но можно и больше.
Раздача меток
Все садятся в большой круг. Выбор водящих ("мафиози") можно проводить разными способами. Например, отобрать из колоды карты по количеству игроков, две из которых должны отличаться либо мастью (все красные, они - черные), либо старшинством (только две "картинки"). Можно использовать вместо карт спички (2 из них пометить шариковой ручкой). Раздать карты или спички так, чтобы никто не видел, кому что досталось (удобнее всего тянуть "из шапки"). Двое, получивших метки - "мафия". Их задача - не показать виду, что они "мафиози", и навести подозрение на других, а задача остальных - выявить "мафию" и "уничтожить". Это настоящая психологическая игра. В ней проявляются самые разные качества игроков: умение анализировать, хитрить, угадывать скрытые намерения других людей по деталям их поведения.
Первая ночь
Игра начинается с того, что временный ведущий (тот, кто лучше всех знает правила игры) говорит игрокам: "Наступила ночь. Все закрыли глаза". Все сидящие (включая самого ведущего) должны закрыть глаза и не подглядывать. Далее ведущий говорит: "Члены "мафии" открывают глаза и знакомятся друг с другом". В это время те, кому достались метки, открывают глаза и находят друг друга в кругу сидящих. Если успеют, они могут глазами показать на кого-нибудь из игроков (это будет первая "жертва" в дальнейшем ночном голосовании). После этого ведущий говорит: "Члены "мафии" познакомились и закрывают глаза. Все могут открыть глаза".
Первый день и первая "жертва"
Начинается новый этап игры - "Дневное обсуждение". Все смотрят друг на друга и по каким-либо косвенным признакам пытаются заподозрить друг в друге членов "мафии". Например: "Я слышал, как Макс шуршал и двигался, когда сказали, чтобы "мафия" открыла глаза". Или: "Что-то у Маши подозрительный вид, обычно она более разговорчивая". На первом обсуждении кандидатуры не так важны, однако временный ведущий должен в устной форме фиксировать их поступление. Когда обсуждение считают законченным (все доводы кончились), переходят к "Дневному голосованию". В порядке поступления ведущий объявляет кандидатуры на выбывание: "Кто за то, чтобы "убить" такого-то?" Игроки голосуют поднятием руки, но имеют право проголосовать только за одну кандидатуру. Таким образом, кто набрал большее число голосов, тот и выбывает. Обычно его сразу спрашивают: "Мафия?" Чаще всего (по крайней мере, в первом круге) ответ получается отрицательный. Напоследок безвинно "погибший" может оставить устное "завещание": "Я думаю, что "мафия" - вот этот, потому что..." С этого момента первый выбывший становится постоянным ведущим этого кона. Он начинает вести "Ночное голосование".
Вторая ночь и вторая "жертва"
Это очень важный момент, поэтому ведущий должен быть внимателен. Самое главное - успевать следить за всеми игроками. Ведущий говорит: "Наступила ночь. Все закрыли глаза. Голосуют только члены "мафии"!" После этого ведущий называет по часовой стрелке всех сидящих и одновременно смотрит, на каком имени поднимется рука кого-то из "мафиози ". Проголосовать должны двое (ведь никого из "мафии" еще не "убили"). Членам "мафии" надо тоже быть предельно внимательными. Если они успели договориться в начале игры, значит, поднимают руку на имени того, кого запланировали. Если не успели договориться, поднимают руку на имени наиболее опасного и хитрого игрока (который уже на пути к тому, чтобы их разоблачить). Если "мафия" проголосует ночью за одного человека, он считается "убитым", если же мнения разошлись, то полученные двое считаются ранеными и не выбывают. Кстати, для отвода от себя подозрений "мафиози" могут голосовать против себя самих. В конце голосования ведущий разрешает всем открыть глаза и объявляет результаты: "Двумя выстрелами "убит" такой-то" или "Двое раненых - такой-то и такой-то".
Игра по схеме
После этого игра переходит на следующий виток дневного обсуждения и голосования. Игра проходит по той же схеме (день - ночь - день - ночь) до тех пор, пока не останется 4 человека (как правило, 2 "мафиози" и 2 "честных"). При таком раскладе ночное голосование проводить нельзя, так как "мафия" автоматически победит. Начинается самый напряженный момент игры, когда "мафиози" должны убедить одного из "честных" проголосовать против другого. Тогда "мафия" победит. Если произойдет наоборот, "мафия" будет разоблачена (достаточно уничтожить одного "мафиози", так как соотношение 2 к 1 считается победой большинства). Эта игра только поначалу кажется сложной и запутанной. Если запомнить правила, играть в нее можно много конов подряд и все будут очень увлечены.
На даче можно найти еще много занятий
Предложите подготовить концерт или спектакль для взрослых. Подговорите самого активного ребенка (лидера) заняться подготовкой шоу для жителей поселка. Вместе выберите место для открытой площадки, пообещайте оказывать помощь и поддержку с реквизитом - остальное дети сделают сами. Можно подкрепить интерес продажей настоящих билетов (за символические деньги).
Решение для плохой погоды: "изба-читальня". Завезите на дачу интересную литературу, чтобы в дождливую погоду дети могли собраться на чьей-нибудь даче и по очереди читать вслух. Главное условие: книга должна быть суперинтересной, желательно - смешной и остроумной.
Пусть выращивают овощи и цветы. Выделите детям небольшую грядку, на которой они посадят все, что хотят, а потом все лето будут ухаживать.
Лес - отличное развлечение. Научите детей искать грибы и собирать ягоды. Расскажите, как собирать гербарий или коллекцию насекомых. Купите книги о растениях и животном мире вашей полосы.
Пусть ребенок осваивает различные умения. Используйте свободное время, чтобы научить своего ребенка тому, на что во время учебного года не хватает времени: плавать, кататься на велосипеде, ловить рыбу, готовить еду, шить, вязать, мастерить что-то из дерева, строить, фотографировать и т.д.
Обеспечьте детям общество
Договоритесь с родителями друга (подруги) вашего сына или дочери, чтобы дети по очереди жили на разных дачах - неделю на даче одной семьи, неделю - на даче другой (разумеется, под присмотром взрослых).
Выясните, у кого из соседей по даче есть дети подходящего возраста. Помогите юному поколению сдружиться, чтобы они могли вместе играть.
Выделите детям место, где они смогут собираться (двор, лужайку, полянку в лесу), и помогите обустроить место.